Историческая справкаПринято считать, что горный надзор появился в России 10 декабря (или 23 декабря по новому стилю) 1719 года с подписания Петром I Берг-привелегии – первого российского горного закона о ведении горных дел и создания, для реализации этого закона Берг-Коллегии (от немецкого Bergkollegium – горная коллегия), в задачи которой входило управление горным делом и осуществление горного надзора – "…коим образом те рудокопные дела наилучше и совершенно произведены могут быть". То есть, говоря современным языком, был создан орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области горной промышленности. Тем не менее, централизованное руководство горнозаводским делом Петр I ввел еще в 1700 году, подписав Указ от 24 августа (6 сентября по новому стилю) 1700 года о создании Приказа рудокопных дел (иногда его называют Приказ рудных дел или Рудный приказ), который был открыт 2 ноября этого же года. Приказ находился в Москве и ведал поисками руд и подготовкой надежных специалистов горного дела, собирал сведения о добытых металлах и вновь открытых месторождениях, распоряжался отводом месторождений под разработку и постройку заводов. Согласно Берг-привелегии полезные ископаемые объявлялись собственностью царя, и промышленники обязаны были платить налог в размере 10% с прибыли. Для реализации намеченной Петром I промышленной программы развития страны Берг-привелегия наделила Берг-Коллегию широкими полномочиями, вплоть до ограничения промышленников от вмешательства в их дела местных властей. Возглавил Берг-Коллегию один из ближайших сподвижников Петра I – Генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс. Дальнейшее становление и развитие горного надзора не было безоблачным. В 1736 году, при Анне Иоанновне Берг-Коллегия закрывается и создается Генерал-Берг-директориум, который хотя и провозглашался "…на таких же правах, как прежде Берг-коллегия была", в действительности не имел ничего похожего с прежним коллегиальным устройством горного ведомства, а служил обогащению всемогущего Бирона, находясь под начальством саксонца Шемберга, вызванного Бироном под предложением усовершенствования русского горного дела. При Елизавете Петровне, пожелавшей "чтобы и административные учреждения, по возможности были устроены так, как это было при Петре I", При Александре I (в 1802 году) при создании министерств Берг-коллегия и Монетный двор передаются в состав министерства финансов на правах одного из его подразделений, а с 23 сентября 1807 года, после утверждения нового Горного уложения, Берг-коллегия окончательно упраздняется, уступив свои функции Горному департаменту. который, в том числе, руководил казенными промыслами и заводами через окружные горные правления, контролировал деятельность уже существовавших частных горнозаводских предприятий, отводил земельные участки под новые, выдавал разрешения на проведение разведок полезных ископаемых. Через четыре года (23 сентября 1823 года) Горный департамент получает в свое ведение соляное дело и меняет название на Департамент горных и соляных дел, директором которого назначается обер-берггауптман IV класса (горный чин, соответствующий генерал-майору), Андрей Федорович Дерябин. По указу Николая I в 1834 году Департамент горных и соляных дел Министерства финансов был перестроен по образцу военного ведомства, а подведомственное ему высшее учебное заведение и командные кадры горно- металлургической промышленности вошли в Корпус горных инженеров (КГИ). В результате горное управление получило военную организацию, ввело новые должности и систему подчинения. Была создана даже особая Горная полиция в задачи которой входило "…обеспечение безопасности горных работ и промыслов, вследствие с опасностями, сопряженными с горными работами". В 1867 году КГИ преобразован в гражданское ведомство – Горный департамент и горные инженеры получили право переименоваться в соответствующие гражданские чины или сохранять военные до производства в следующий чин. Горных инженеров перевели на гражданскую форму одежды, которая, несмотря на многочисленные изменения фасона, всегда сохраняла отличительные цвета – черный и голубой, а также эмблемы на пуговицах, головных уборах и петлицах. Историки отмечают, что в системе реформированного в начале XVIII в. центрального аппарата России не было ни одного учреждения с такой развернутой сетью местных органов, которыми располагала Берг-коллегия. Это связано с тем, что металлургические предприятия строились непосредственно у источников сырья, отдаленность которых требовала создания посредствующих органов, осуществляющих опеку над частными и казенными предприятиями и приписными к ним крестьянами. Перестройка работы в соответствии с обстановкой свидетельствовала о гибкости коллегиальной системы в целом, а восстановление Берг-коллегии (или подобных ей учреждений типа КГИ), после временных упразднений либо реформирваний, утверждало о жизнеспособности идеи создания специального учреждения по управлению определенной отраслью хозяйства. Революция 1917 года в России, свергая все и вся, не уничтожила горный надзор – его важность и необходимость была очевидной, но он был рассредоточен по различным наркоматам и ведомствам, за исключением периода 1922-1927, когда горный надзор осуществляло Центральное управление горного надзора (ЦУГН), созданное Декретом Совета народных комиссаров «О горном надзоре» 30 января 1922 г. в составе Главного управления горной промышленности Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР, действующее, тем не менее, как всесоюзный орган. Тем самым восстановлен государственный надзор за охраной недр. Этим же декретом утверждены Правила безопасности ведения горных работ. На ЦУГН, кроме надзора за «правильностью горнопромышленных операций», был возложен надзор за безопасностью при ведении горных работ. В его задачи вошли надзор за соблюдением горными предприятиями законодательства о недрах, маркшейдерский контроль, руководство горноспасательными и испытательными станциями, учет и анализ производственного травматизма, расследование аварий. Постановлением ВЦМК м СНК 31 августа 1922 г. созданы управления горных округов горнотехнического надзора ВСНХ; в республиках – республиканские управления горного надзора, в округах назначены начальники горных округов (инженеры), а на отдельных предприятиях – горные смотрители (штрейгеры, или горные техники). В результате надзор за безопасностью горных работ, выполнявшийся с 1918 г. технической инспекцией Народного Комиссариата труда (НКТ), с 1922 г. стал осуществляться двумя ведомствами: НКТ СССР и ЦУГН, причем последнее отвечало также и за производство работ, что противоречит принципам надзора. Эта двойственность сохранялась до 19 мая 1927 г. когда постановлением СНК «О передаче НКТ СССР и союзных республик, их местным органам всех функций по надзору за безопасностью горных работ и горноспасательным делом» и была образована Главная горнотехническая инспекция (ГГТИ). Такие же инспекции были созданы в Украине, Туркмении, Узбекистане, на местах образованы окружные, губернские, районные и участковые горнотехнические инспекции. В 1927 году принято новое Горное положение Союза ССР – основной горный закон советского периода, действовавший до 1975 года. На горнотехнические инспекции возлагался надзор за безопасностью горных работ при поисках, разведке, добыче, извлечении и обогащении ископаемых материалов (земель, камней, руд, металлов, солей, горючих веществ) на поверхности или в недрах земли. Надзор распространялся на государственные, общественные (кооперативные) и частные (в том числе концессионные) предприятия. В компетенцию надзорных органов входили организации и деятельность горноспасательных станций. В 1936 постановлением СНК СССР «О горнотехнической инспекции по безопасности в угольной и горной промышленности» горнотехническая инспекция была передана в ведение Народного комиссариата тяжелой промышленности. В 1938 г. при республиканских СНК были организованы инспекции по отраслям горной промышленности, не входящим в Наркомтяжмаш, одновременно ликвидировано ЦУГН РСФСР. До 1946 года при наркоматах, а затем министерствах, образованы ведомственные горнотехнические инспекции, которые подчинялись руководителям ведомств и в то же время контролировали их. Как видно, преобразований было множество. Ведомственная неразбериха и многочисленные реорганизации народного хозяйства значительно усложняли развитие и укрепление горного и промышленного надзора и только с подписания И.В. Сталиным 17 октября 1947 г. Постановления совета министров СССР "Об образовании государственного горного надзора" Советская Россия приступает к формированию единого надзорного органа, специализированного в вопросах горного дела и промышленной безопасности. Так появилось Главное управление государственного горного надзора при Совете Министров СССР (ГУГГН). Основные цели создания (ГУГГН) – охрана недр, контроль за правильной эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, борьба с хищнической отработкой и потерями при добыче. Возглавил ГУГГН– Карташев Константин Кириллович (1904-1959). Первоначально в составе ГУГГН было образовано18 управлений горных округов и при них 50 управлений горных районов при них. В составе Северо-западного управления горного округа (г. Ленинград) были образованы: Печорское управление горного района (г. Воркута); Кольское управление горного района (г. Кировск); Ухтинское управление горного района (г. Ухта); Таллиннское управление горного района (г. Таллин). Разумеется горный надзор в Республике Коми осуществлялся и ранее. В Воркуте, к примеру, при Воркутстрое МВД СССР с 1943 года начальником Воркутинской районной горнотехнической инспекции МВД СССР работал старший техник-лейтенант Полежаев Григорий Иванович, которого, в соответствии с приказом Главного Управления лагерей горно-металлургических предприятий МВД СССР, в июне 1948 г. сменил на этом посту Марченков Александр Васильевич. Вновь образованное Печорское управление горного района с 1 мая 1948 года возглавил Василий Тимофеевич Жилин, а Ухтинское – Евгений Семенович Смирнов. Постановлением Совета Министров СССР № 312 от 3 февраля 1951 г. "Об укреплении государственного горного контроля за безопасным ведением горных работ на предприятиях горной промышленности и в геологоразведочных партиях" утверждено новое Положение о Главном управлении, при этом имевшиеся 18 управлений горных округов и 50 управлений горных районов были реорганизованы в 35 управлений горных округов. В том числе было создано Ухтинское управление горного округа с дислокацией в г. Ухта. Первым и единственным начальником Ухтинского горного округа был Евгений Семенович Смирнов. Постановлением Совета Министров СССР № 1316 от 1 июля 1954 г. образован Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР) на базе Главного управления горного надзора Министерства геологии и охраны недр СССР; Главной государственной инспекции котлонадзора Министерства электростанций; Государственной газовой технической инспекции Министерства нефтяной промышленности СССР. Комитета назначен Задемидко Александр Николаевич (1908-2001). Единая структура Ухтинского горного округа распалась. В соответствии с утвержденной структурой центрального аппарата Комитета и его местных органов, в число местных органов Госгортехнадзора СССР вошло Управление Ухтинского округа (г. Ухта) в составе бывшего управления Ухтинского горного округа и части бывшей Молотовской инспекции котлонадзора. Постановлением Совета Министров СССР № 1263 от 13 июля 1955 г. "Об усилении государственного контроля за соблюдением правил безопасности при ведении горных и взрывных работ", а также в целях устранения параллелизма, в ведение Госгортехнадзора СССР переданы ряд ведомственных инспекций. В том числе: Главная государственная горнотехническая инспекция Министерства угольной промышленности СССР, в том числе областные ГТИ – в частности Печорская ГТИ; Государственная горнотехническая инспекция Министерства нефтяной промышленности СССР, в том числе областные ГТИ - в частности Ухтинская ГТИ Ухтинского нефтекомбината. И в результате этих преобразований было вновь образовано УПРАВЛЕНИЕ ПЕЧОРСКОГО ОКРУГА ГОСГОРТЕХНАДЗОРА СССР – на базе Печорской областной государственной горнотехнической инспекции Министерства угольной промышленности СССР и Управления Ухтинского округа Госгортехнадзора СССР с местонахождением в г. Воркута. Именно с этой даты – 13 июля 1955 года - начинается развитие Печорского округа как единой структурной единицы, осуществляющей надзор за промышленной безопасностью Печорского края в составе Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Первым начальником Управления Печорского округа был Александр Васильевич Марченко. В дальнейшем округ возглавляли Денисевич Василий Иванович (1957- 1964 г.г, Повесьма Константин Степанович (1965-1968 г.г.), Курдин Александр Степанович (1968-1981г.г.), Юров Василий Дмитриевич (1981-1993 г.г.), Барабаш Владимир Павлович (1993-1998г.), Добровольский Игорь Константинович (1999-2002 г.г.), Карелин Николай Николаевич (2002-2007 г.г.), Агарков Александр Владимирович (2007-2008 г.г.), В 2009 году обязанности Руководителя Управления исполнял зам. Руководителя Найденко Петр Николаевич. С 2010 года обязанности Руководителя исполнял Усов Михаил Иннокентьевич. 23 декабря 2013 года, исполняющим обязанности Руководителя, а с 30 января 2015 года Руководителем Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, назначен Устинов Сергей Алексеевич. Разумеется и в дальнейшем существование и развитие Госгортехнадзора не было гладким. С 1958 по 1968 год союзный Госгортехнадзор был ликвидирован а контроль за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор передан в ведение Совета Министров союзных республик, однако Постановлением Совета Министров СССР № 69 от 1.02.1968 года Госгортехнадзор СССР был восстановлен. С 1989 по 1991 годы существовал Госпроматомнадзор СССР на базе соединенных Госгортехнадзора СССР и Госатомэнергонадзора СССР. Эпоха перестройки практически не отразилась на существовании Госгортехнадзора. Распоряжением Президента Российской Федерации № 136-рп от >31.12.1991г. образован Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации (Госгортехнадзор РФ). Указом Президента Российской Федерации № 234 от 18.02.1993г. образован Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России). Существование мощной федеральной структуры, осуществляющей государственный надзор в промышленности, в том числе горный надзор и надзор за охраной недр, позволил Государству если и не сохранить промышленный потенциал, то хотя бы не допустить его неуправляемый развал. Более сильное влияние на Госгортехнадзор оказала административная реформа: Указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразуется в Федеральную службу по технологическому надзору, которой к тому же были переданы функции упраздненного госэнергонадзора, а также топливных и энергетических инспекций по регионам и субъектам Российской Федерации. Первоначально Служба находилась в ведении Министерства Энергетики РФ, но уже в мае 2004 года Указом Президента Российской Федерации № 649 от 20 апреля 2004 г. она переходит в прямое подчинение Правительства РФ. В период 2008-2010 г.г. Ростехнадзор находился в ведении Министерства природных ресурсов РФ, однако трагедии в 2010 году на шахте "Распадская" в Кемеровской области, унесшая жизни 67 человек, на Саяно-Шушенской ГЭС, приведшая к гибели 71 человека показали несостоятельность данной реформы и Указом Президента РФ № 780 от 23 июня 2010 г. Ростехнадзор вновь перешел в прямое подчинение Правительства РФ. На деятельности Печорского управления данные реформы практически не отразились: были исключены функции по государственному экологическому контролю, однако добавлены функции государственного строительного надзора, расширена территория деятельности – помимо Республики Коми и Ненецкого автономного округа под надзор Управления передана Шахта №1-5, рудника Баренцбург, расположенная в пределах Российской части архипелага Шпицберген. Изменилось место дислокации центрального офиса Печорского Управления – в соответствии с приказом Ростехнадзора № 268 от 1 июня 2011 года он располагается в столице Республики Коми городе Сыктывкаре. Здесь же, на улице Советская, дом 67, располагаются Сыктывкарский территориальный отдел, Межрегиональный отдел государственного строительного надзора, Отдел по энергетическому надзору, Отдел правового обеспечения и лицензионно-разрешительной деятельности, Отдел финансово-кадровой и хозяйственной деятельности. С 2013 года изменилась структура Управления – прекратил существование Интинский территориальный отдел, вместо отдела создана интинская группа инспекторов Воркутинского территориального отдела. Остальные территориальные отделы: Нарьян-Марский, Усинский (с печорской группой инспекторов), Ухтинский контролируют состояние промышленной, энергетической безопасности на прежних территориях В мае 2015 года Отдел горного надзора и надзора за Гидротехническими сооружениями перебазировался из города Воркуты в город Сыктывкар. С 01.01.2016:
|